Все автомобили с передним приводом оборудованы шарниром-равных угловых скоростей или ШРУС, устанавливаемый на приводных валах, соединяя колеса с коробкой передач. Это позволяет сделать передний мост более компактным, легким, а главное применение такой конструкции позволяет применять при проектировании разнообразные виды подвесок. По этим же причинам ШРУС начали применять на заднеприводных и полноприводных автомобилях.
Другое, народное название ШРУСа – граната, такое название прижилось из-за сходства с боевыми гранатами ВОВ. ШРУСы необходимы для передачи крутящего момента от коробки передач к ведущим колесам, при поворотах, а также при перемещении колеса вверх и вниз(к примеру попадание колеса в яму). Есть два наиболее часто используемые типа ШРУСов: шарикового типа и типа трипоид.
Внутренне устройство ШРУСа
Разберем устройство наиболее популярного, шарикового ШРУСа, его можно разбить на такие элементы, как:
- корпус;
- обойма;
- сепаратор;
- шарики;
- стопорное кольцо;
- хомут шруса универсальный;
- пыльник.
Внутри корпус имеет округлую форму с проточками для шариков, корпус сделан заодно с хвостовиком со шлицами для установки в ступицу или в дифференциал. В обойме ШРУСа также имеются отливы для шариков и отверстие со шлицами для соединения с приводным валом. Сепаратор, также, как и в подшипнике, необходим для удерживания шариков в необходимом пространстве. Такая конструкция позволяет равномерно передавать вращение при отклонениях вала на угол до 35°.
Главное условие долговечности и бесперебойной работы, это наличие герметичного пыльника и достаточного количества смазки внутри самого шарнира. При повреждении защитного пыльника, ШРУС может попасть: вода, песок и другие абразивы, что очень быстро выводит его из строя.
Неисправности ШРУСа
Первыми признаками скорого выхода из строя ШРУСа являются: поврежденный пыльник, щелчки при поворотах и резких ускорениях. При длительной эксплуатации неисправного ШРУСа может произойти его полное разрушение прямо в движении.
Неисправный ШРУС, не подлежит ремонту и восстановлению, предусматривается только полная замена узла. Но его срок службы можно продлить необходимо лишь регулярно проводить диагностику подвески и шарниров, выявляя поврежденные пыльники и вовремя их заменяя на новые!