Что делать, если поставили некачественную спецтехнику?

Если покупатель приобрел некачественный товар, его можно вернуть продавцу в течение определенного срока. Это правило действует и в отношении спецтехники, которую относят к технически сложным товарам. Порядок возврата регулируется Законом РФ № 2300-1 (от 07.02.1992) и Гражданским Кодексом. В ряде случаев для реализации своих прав покупателем приходится заказывать экспертизу оборудования.

Что говорит закон?

В соответствии со статьей 18 ФЗ РФ № 2300-1 некачественную технику, поставленную покупателю можно вернуть продавцу при соблюдении определенных требований. Они касаются сроков и вида дефектов.

Первый период – 15 дней с момента покупки. В течение этого времени спецтехнику вернуть продавцу достаточно просто. Но только при условии, что в ней обнаружен какой-то недостаток, о котором покупателю не сообщили при заключении сделки. Речь идет не о малом дефекте. Не получится вернуть экскаватор, если у него сколота краска на дверце. Но если не работает подъёмник стекла в кабине, это уже основание для возврата.

Когда покупатель желает, а продавец имеет в запасе ассортимент спецтехники, некачественную покупку по закону можно обменять на аналогичную или иную, проведя перерасчет.

Или обязать продавца провести ремонт товара. На него отводится не более 45 дней.

Второй период начинается по истечении 15 дней после покупки и длится в течении гарантийного срока. В это время спецтехнику тоже можно вернуть, но только в следующих случаях:

  • Выявленный недостаток является существенным, т.е. таким, который препятствует полноценной эксплуатации.
  • Срок гарантийного ремонта оказался превышен.
  • После неоднократного ремонта пользоваться техникой невозможно не менее 30 дней (в совокупности) в течение каждого года, пока длится гарантия.

Существенным считается недостаток, устранить который невозможно совсем (ст. 475 ГК РФ). Или недостаток, устранение которого требует значительных несоразмерных затрат (денег, времени).

Третий период начинается по истечении срока гарантии. Спецтехнику вернуть становится еще сложней, но возможность такая предусмотрена. Для этого покупателю придется доказать не только наличие существенных недостатков, но и факт их появления до покупки. Или возникновение причин для появления недостатков до передачи спецтехники покупателю (ст. 477 ГК РФ). Речь идет о скрытых дефектах, которые невозможно увидеть при осмотре и которые проявляют себя не сразу.

Процедура возврата

Покупателю спецтехники после обнаружения недостатков необходимо определить приоритеты: желает ли он расторгнуть договор, вернуть товар и получить назад свои деньги или предпочитает, чтобы товар заменили. Исходя из предпочтений, составляют претензию на имя продавца.

Документ оформляют произвольно в письменном виде. Желательно сразу составить два экземпляра. Первый передают продавцу. На втором продавец должен поставить дату принятия претензии и подпись.

Не обязательно передавать документ лично. Можно направить его заказной корреспонденцией с уведомлением о вручении.

В претензии указывают:

  1. Данные заявителя: ФИО для физлица, наименование и правовую форму для организации, адрес и пр.
  2. Сведения о приобретенном объекте: наименование, назначение, дату покупки.
  3. Информацию об обнаруженном дефекте.
  4. Требования по возврату или обмену спецтехники.
  5. Период, в течение которого продавцу следует выполнить требования (7-20 дней).
  6. Дату составления.
  7. Подпись с расшифровкой.

Если для покупки стороны заключали договор, подписывали акты приема-передачи, копии их прилагают к претензии. Плюс нужны копии сохранившихся платежных документов на покупку спецтехники. Желательно зафиксировать недостаток с помощью фото и видео съемки. И копии тоже отправить вместе с претензией.

Если у покупателя имеются сомнения в причинах появления недостатков у спецтехники, их разрешают с помощью технической экспертизы. Однако проведение ее на претензионной стадии не обязательно. Нужно просто доказать факт наличия дефекта.

В случае, когда продавец тоже сомневается в причинах поломки, он самостоятельно заказывает экспертизу, о чем уведомляет покупателя, который имеет право присутствовать в ходе технического исследования.

Экспертизу проводят за счет средств продавца. Но если по результатам выявят, что неполадки возникли из-за неправильных действий покупателя, с последнего могут взыскать:

  • Стоимость проведения экспертизы.
  • Расходы на транспортировку и хранение спецтехники.

Судебные споры

Если покупатель уверен в своей правоте, а продавец отказывается удовлетворять его требования, претензии разрешают в судебном порядке. Когда спор возникает между двумя юридическими лицами, истец обращается в Арбитражный суд по месту регистрации продавца. Физическое лицо подает заявление в районный суд.

В иске можно потребовать:

  1. Возврата потраченных денег за спецтехнику.
  2. Компенсацию морального вреда.
  3. Неустойку за простой техники.

До подачи иска соблюдение претензионного порядка обязательно. Причем претензию нужно направлять на юридический адрес продавца. Только в таком случае при ее неудовлетворении уже после обращения в суд можно получить компенсацию морального вреда и неустойку (Определение ВС РФ № 18-КГ23-81-К4).

В Верховном суде уточнили, что для возврата своих денег покупатель сперва обязан вернуть продавцу неисправный товар.

Независимая судебная экспертиза спецмедтехники

Некачественную медтехнику можно вернуть продавцу в соответствии с общими законодательными нормами. Если стороны не могут договориться об ответственности за неисправность, вопрос решается через суд.

Для установления причины неисправности медтехники судья назначает экспертизу, направляя соответствующее поручение в экспертную организацию. Стоимость ее проведения, обычно, взыскивают с обеих сторон в равных долях. В ходе экспертизы специалист отвечает на заранее составленные вопросы, утвержденные судьей. На время исследования покупателю новую медтехнику не предоставляют (ПП РФ № 2463 от 31.12.2020).

Истец и ответчик имеют право присутствовать в ходе проведения экспертизы. Поэтому о времени и месте ее прохождения их уведомляют заранее.

В ходе исследования эксперт осматривает медтехнику, проверяет ее работу. При необходимости направляет объект или отдельные его узлы (детали) в лабораторию для испытаний.

По результатам исследования эксперт составляет заключение, в котором указывает:

  • Реквизиты экспертной организации, свои личные данные (ФИО, должность, образование).
  • Информацию об объекте исследования (наименование оборудования, назначение, модель, марку, месторасположение).
  • Цель экспертизы, перечень вопросов для исследования.
  • Используемые методы (осмотр, расчеты, методы неразрушающего контроля).
  • Ответы на вопросы.
  • Рекомендации относительно дальнейшего использования медтехники.

Заключение эксперт направляет в суд, где оно становится одним из оснований для принятия решения по делу. При необходимости эксперта вызывают на судебное заседание, где он дает пояснения относительно выводов и применяемых методов экспертизы.

По материалу: https://expert-kollegia.ru/ekspertiza-spectekhniki/ - официальный сайт экспертной коллегии АНО “Наука и Право”.